Логотип МАИ

Внедрение в МАИ проекта автоматизации бизнес-процессов выполнялось в период: апрель-декабрь 2019

Общие сведения о проекте

Цели и задачи проекта

Цели:

  1. Предоставить руководству вуза доступ к полной достоверной информации в режиме реального времени.
  2. Ускорить процессы согласования документов и исполнения поручений.
  3. Снизить трудозатраты участников бизнес-процесса, связанные с дублированием учета, проверок, передачей документов.
  4. Исключить потерю информации и документов.

Задачи:

  1. Провести обследование бизнес-процессов вуза и потребностей в автоматизации.
  2. Разработать проектные решения о реализации потребностей.
  3. Бесшовно интегрировать «1С:Документооборот» с историческими системами вуза.
  4. Доработать и настроить «1С:Документооборот» и исторические системы.
  5. Автоматизировать сквозные бизнес-процессы.
  6. Подготовить пользователей и систему к опытной эксплуатации и провести ее.

Показатели, которые должны быть улучшены в рамках проекта:

  • сокращение времени поиска документов;
  • сокращение сроков согласования документов;
  • сокращение сроков передачи документов между подразделениями;
  • сокращение сроков подбора комплекта документов для контрагентов или проверяющих органов;
  • сокращение времени на адаптацию нового работника;
  • повышение исполнительской дисциплины (средний срок просрочки исполнения документов);
  • сокращение затрат на расходные материалы (бумага, картриджи);
  • рациональная маршрутизация документов.

Риски, которые должны быть минимизированы в рамках проекта:

  • риск утраты документов;
  • риск утраты информации из-за увольнения/болезни сотрудника, перехода сотрудника в другое подразделение, поломки компьютера;
  • риск утечки информации;
  • риск потери юридической силы документа из-за критичных ошибок при его подготовке;
  • риск потери рабочего времени на излишние процедуры обработки документов;
  • риск фальсификации документов.

Ситуация до внедрения в МАИ

В Московском авиационном институте 12 институтов, 22000+ студентов, 2500+ преподавателей, 60+ направлений подготовки.

Информационные системы МАИ на платформе «1С» и их назначение:

  • «1С:Бухгалтерия государственного учреждения»;
  • «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения» (ЗКГУ);
  • «1С:Документооборот». Использовалась как хранилище файлов одного подразделения. Не был интегрирован с другими системами;
  • «1С:Университет». Используется только для управления приемной кампанией;
  • ИАСУ — самописный аналог «1С:Университет», система управления учебным процессом;
  • АСУПК — самописная система управления финансами;
  • Стипендия — система для расчета и учета стипендии.

Основные системы ИАСУ и АСУПК не содержали стандартные подсистемы БСП.

Системы интегрированы с MS AD для оперативного управления доступом сотрудников. Данные для MS AD поставляют системы ЗКГУ и ИАСУ.

В вузе сильная собственная команда ИТ — в управлении информационных систем 30+ сотрудников, из которых 10+ специалистов 1С.

Документооборот в вузе был бумажный. Журналы передачи документов велись в бумажном виде в каждом подразделении. Канцелярия не имела системы для учета корреспонденции.

Это приводило к следующим проблемам:

  • долгое согласование документов. Пример: прием на работу мог согласовываться в течение месяца;
  • дублирование учета документов;
  • дублирование проверок. Пример: при приеме на работу сначала согласовывалась служебная записка о найме, потом трудовой договор, потом приказ о приеме на работу. Хотя все эти документы содержат порядка 20 одних и тех же параметров, согласующие одни и те же.
  • утеря документов;
  • хождение по кабинетам;
  • информация не полная, не актуальная.

Особенности вуза, которые усложняли проект:

  • многие руководители не были готовы к электронному согласованию документов, сомневались в легитимности электронной подписи и надежности системы;
  • многие участники бизнес-процессов не были знакомы с «1С»;
  • институты и подразделения вуза обладают собственными трудовыми привычками, являются в высокой степени автономными;
  • некоторые бизнес-процессы были не регламентированы, или их регламенты не актуальны;
  • в вузе была неудачная попытка самостоятельного внедрения «1С:Документооборот».

При этом проекту обеспечена необходимая организационная поддержка, что облегчало выполнение проекта.

Уникальность и инновационность проекта

«1С:Документооборот» был незаметно для пользователей встроен в существующий ландшафт информационных систем.
Интеграция была бесшовная.
В привычных системах пользователей появились дополнительные кнопки и формы, которые позволяют отправить документ на согласование, проверить статус согласования, выполнить задачу по бизнес-процессу.
Большинству пользователей не пришлось изучать саму систему «1С:Документооборот» и “заходить” в нее.

Благодаря этому, внедрение в МАИ на местах прошло просто, без потрясений.

Техническая уникальность внедрения в МАИ:

  • отработана процедура быстрой и безопасной вставки библиотеки интеграции документооборота (БИД) и базовых подсистем БСП) в исторические системы. БИД встроен в ИАСУ и АСУПК.
  • выполнены необходимые доработки БИД и front-end систем, а именно:
    • старт процесса из front-end системы без выбора шаблона;
    • блокировка документа во front-end системе;
    • версионирование документа и основного прикрепленного файла;
    • доработка задачника во front-end системе;
    • лист согласования и лист замечаний во front-end системе;
    • отчеты о выполнении задач во front-end системе.

Проект выполнялся по водопадной модели, со строгими требованиями к документации. Фазы и отчетные документы:

  1. Подготовка проекта. Документы: Техническое задание, Устав проекта, План управления проектом. Презентации.
  2. Проектирование. Документы: Проектные решения. Протоколы моделирования.
  3. Реализация. Частные технические задания. Отчеты.
  4. Подготовка к опытной эксплуатации. Инструкции, планы и протоколы обучения, протоколы предварительных испытаний, регламент использования простой ЭП, план и приказ об опытной эксплуатации.
  5. Опытная эксплуатация. Отчеты.
  6. Передача в промышленную эксплуатацию. Протокол приемочных испытаний. Приказ.

Благодаря такому подходу удалось соблюсти требования вуза в части документационного обеспечения, юридической чистоты, информационной безопасности.

Для оперативного взаимодействия проектной команды со стороны Заказчика и Подрядчика использовались:

  • Skype и WhatsApp чаты;
  • Гугл-документы;
  • «Битрикс 24».

Характеристики проекта

Архитектура решения и масштаб проекта

Интегрированная система состоит из компонент:

  • «1С:Документооборот»;
  • ИАСУ;
  • АСУПК;
  • «1С:ЗКГУ»;
  • «1С:Университет».
Архитектура и сквозные бизнес-процессы в Московском авиационном институте

С помощью планов обмена “Пользователи” передаются из ЗГКУ и ИАСУ в другие системы. Внедрение в МАИ «1С:Документооборот» позволило бесшовно интегрировать с ИАСУ, АСУПК, «1С:Университет» при помощи библиотеки интеграции документооборота.

Результаты проекта

Система находится в промышленной эксплуатации в части работы с приказами по учащимся (согласование, ознакомление).

Результаты:

  • время согласования приказа сократилось с 5 до 2-3 рабочих дней;
  • значительно снизились трудозатраты участников бизнес-процесса, связанные с дублированием учета, проверок, передачей (ношением) документов. Подразделения не носят документы по согласующим;
  • руководство подразделений имеет полную информацию о замечаниях к проектам приказов и о статусе приказов. Приказы “не застревают”;
  • приказы не теряются.

Идет опытная эксплуатация процессов согласования зарплатных документов, рассмотрения внутренней и внешней корреспонденции.

На очереди автоматизация блоков бизнес-процессов:

  • согласование закупок и оплат;
  • согласование кадровых документов;
  • согласование документов планирования учебного процесса;
  • и других.

Идет внедрение в МАИ функционала для межведомственного электронного документооборота (МЭДО).

Для большинства процессов «1С:Документооборот» используется как back-end система управления бизнес-процессам. То есть пользователи непосредственно в «1С:Документооборот» не работают.
Например, приказы по студентам (более 40 000 в год) создаются пользователям во front-end системах ИАСУ и «1С:Университет».
При этом «1С:Документооборот» лишь обеспечивает движение бизнес-процесса — создание задач по бизнес-процессу согласно маршруту. Пользователи выполняют эти задачи прямо в ИАСУ и «1С:Университет».

Количество одновременно работающих пользователей: 300+.

Посмотреть благодарственное письмо от МАИ.

Страница проекта на сайте конкурса «1С:Проект года»

Похожие записи