Внедрение «1С:АСР Университет» в медицинском вузе

В этой статье мы хотим рассказать про внедрение в медицинском вузе в 2024 году программного продукта «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет». Это внедрение стало темой нашего доклада на конференции 1С «Новые информационные технологии в образовании 2025».

Проект стал заметным для нашей компании событием, так как позволил продемонстрировать возможности нашего продукта в нестандартном подходе к управлению учебным процессом.

Индивидуальные особенности проекта

Этот проект, направленный на оптимизацию составления расписания, имеет несколько ключевых аспектов и результатов, которые могут быть интересны другим образовательным учреждениям и организациям.

Одной из особенностей внедрения стало использование нового редактора расписания и алгоритма автоматического составления расписания.
В данном медицинском вузе были нестандартные особенности составления расписания.

  1. Последовательность составления расписания:
    • составляется расписание цикловых занятий на семестр;
    • составляется расписание лекций на семестр;
    • составляется полное расписание для каждого потока.
  2. «Расписание звонков» для каждого потока – индивидуальное (см. рис.1).
  3. У занятий может быть разная продолжительность и время начало, не соответствующее «расписанию звонков».
  4. При составлении расписания преподаватели известны частично. Преподаватели и помещения определяются кафедрами после составления первичного расписания.
Внедрение в медицинском вузе «1С:АСР. Университет»
Рис.1 Расписание занятий с собственным «расписанием звонков»

В отличие от традиционных методов используемых в вузах, проект учитывает эти индивидуальные особенности каждого потока студентов и позволяет создавать расписание цикловых занятий без фиксированной сетки звонков.

Это обеспечивает большую гибкость в организации учебного процесса и позволяет учитывать временные рамки для занятий.

В программе в том числе реализован редактор расписания циклов и алгоритм авто составления расписания.
Цикл – это множество занятий в рамках некоторого учебного курса. Цикл «проводится» без перерыва на другие циклы. Пример расписания циклов приводится на рис.2

Внедрение в медицинском вузе 1С:АСР Университет
Рис. 2. Расписание циклов

Кроме того, алгоритм диспетчеризации, применяемый для составления расписания, минимизирует время завершения всех циклов, что особенно важно для учебных заведений с большим количеством групп и предметов.

В процессе работы над проектом был разработан уникальный алгоритм, который продемонстрировал эффективность в сравнении с другими подходами.

Алгоритм который применили в проекте

Задачу составления расписания циклов можно описать следующим образом.

  • Дано множество М = {1,2,…,m} групп обучающихся.
  • Для каждой группы нужно провести все циклы из множества N={1,2,…,n}.
  • Для каждого цикла j Î N задана продолжительность цикла pj Î Z, pj > 0.
  • Группа может посещать одновременно только один цикл.
  • Дано множеств кафедр K={1,2,…,k}, проводящих занятия по  циклам.
  • Для каждой кафедры i ∈ K задано максимальное количество циклов Qi Î Z, которые она может проводить одновременно.
  • Для каждого цикла j определена кафедра i, которая его проводит. В этом случае qji = 1, иначе qji =0.

Необходимо составить расписание циклов так, чтобы минимизировать время завершения всех циклов.

Для данной задачи в медицинском вузе реализован алгоритм решения.

  • Это алгоритм диспетчеризации, в котором последовательно рассматриваются циклы, для которых еще не определено расписание (дата начала).
  • Для цикла выбирается самое ранняя возможная дата начала с учетом ограничений.
  • Циклы j рассматриваются в порядке неуменьшения величины Sj=1, 2,…,n  qji pj / Qi, где qji = 1.
  • При этом на множестве рассмотренных примеров удается построить оптимальное расписание «без простоев».

Другие принципы выбора в алгоритме диспетчеризации приводили к худшим результатам.
Похожая задача также встречается у компании Росатом при обучении персонала зарубежной АЭС.

Полученные результаты

В результате внедрения программного продукта «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» были получены следующие результаты:

  • Оптимизация времени: Эффективное планирование расписания без простоев, что повышает продуктивность использования учебного времени.
  • Индивидуальный подход: Возможность применения уникального расписания для каждой группы с учетом особенностей преподавателей и помещений.
  • Автоматизация бизнес-процессов: Уменьшение нагрузки на административный персонал при составлении расписаний.

Для медицинского вуза это позволило достичь:

  • Повысить уровень удовлетворенности студентов и преподавателей за счет более удобного и гибкого расписания.
  • Сократить временные затраты на административные процессы, что позволит сосредоточиться на образовательных задачах.
  • Увеличить общую эффективность учебного процесса путем оптимизации распределения ресурсов.

Где можно применять данный подход

Проект может быть интересен не только медицинским вузам, но и другим образовательным учреждениям, таким как:

  • Университеты и колледжи различных направлений.
  • Учебные заведения с большим количеством студентов и разнообразием учебных циклов.
  • Организации, занимающиеся обучением персонала (например, компании в сфере атомной энергетики).

Таким образом, внедрение в медицинском вузе «1С:Автоматизированное составление расписания» представляет собой успешный пример использования информационных технологий для повышения эффективности образовательного процесса.

Похожие записи