В этой статье мы хотим рассказать про внедрение в медицинском вузе в 2024 году программного продукта «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет». Это внедрение стало темой нашего доклада на конференции 1С «Новые информационные технологии в образовании 2025».
Проект стал заметным для нашей компании событием, так как позволил продемонстрировать возможности нашего продукта в нестандартном подходе к управлению учебным процессом.
Индивидуальные особенности проекта
Этот проект, направленный на оптимизацию составления расписания, имеет несколько ключевых аспектов и результатов, которые могут быть интересны другим образовательным учреждениям и организациям.
Одной из особенностей внедрения стало использование нового редактора расписания и алгоритма автоматического составления расписания.
В данном медицинском вузе были нестандартные особенности составления расписания.
- Последовательность составления расписания:
- составляется расписание цикловых занятий на семестр;
- составляется расписание лекций на семестр;
- составляется полное расписание для каждого потока.
- «Расписание звонков» для каждого потока – индивидуальное (см. рис.1).
- У занятий может быть разная продолжительность и время начало, не соответствующее «расписанию звонков».
- При составлении расписания преподаватели известны частично. Преподаватели и помещения определяются кафедрами после составления первичного расписания.
В отличие от традиционных методов используемых в вузах, проект учитывает эти индивидуальные особенности каждого потока студентов и позволяет создавать расписание цикловых занятий без фиксированной сетки звонков.
Это обеспечивает большую гибкость в организации учебного процесса и позволяет учитывать временные рамки для занятий.
В программе в том числе реализован редактор расписания циклов и алгоритм авто составления расписания.
Цикл – это множество занятий в рамках некоторого учебного курса. Цикл «проводится» без перерыва на другие циклы. Пример расписания циклов приводится на рис.2
Кроме того, алгоритм диспетчеризации, применяемый для составления расписания, минимизирует время завершения всех циклов, что особенно важно для учебных заведений с большим количеством групп и предметов.
В процессе работы над проектом был разработан уникальный алгоритм, который продемонстрировал эффективность в сравнении с другими подходами.
Алгоритм который применили в проекте
Задачу составления расписания циклов можно описать следующим образом.
- Дано множество М = {1,2,…,m} групп обучающихся.
- Для каждой группы нужно провести все циклы из множества N={1,2,…,n}.
- Для каждого цикла j Î N задана продолжительность цикла pj Î Z, pj > 0.
- Группа может посещать одновременно только один цикл.
- Дано множеств кафедр K={1,2,…,k}, проводящих занятия по циклам.
- Для каждой кафедры i ∈ K задано максимальное количество циклов Qi Î Z, которые она может проводить одновременно.
- Для каждого цикла j определена кафедра i, которая его проводит. В этом случае qji = 1, иначе qji =0.
Необходимо составить расписание циклов так, чтобы минимизировать время завершения всех циклов.
Для данной задачи в медицинском вузе реализован алгоритм решения.
- Это алгоритм диспетчеризации, в котором последовательно рассматриваются циклы, для которых еще не определено расписание (дата начала).
- Для цикла выбирается самое ранняя возможная дата начала с учетом ограничений.
- Циклы j рассматриваются в порядке неуменьшения величины Sj=1, 2,…,n qji pj / Qi, где qji = 1.
- При этом на множестве рассмотренных примеров удается построить оптимальное расписание «без простоев».
Другие принципы выбора в алгоритме диспетчеризации приводили к худшим результатам.
Похожая задача также встречается у компании Росатом при обучении персонала зарубежной АЭС.
Полученные результаты
В результате внедрения программного продукта «1С:Автоматизированное составление расписания. Университет» были получены следующие результаты:
- Оптимизация времени: Эффективное планирование расписания без простоев, что повышает продуктивность использования учебного времени.
- Индивидуальный подход: Возможность применения уникального расписания для каждой группы с учетом особенностей преподавателей и помещений.
- Автоматизация бизнес-процессов: Уменьшение нагрузки на административный персонал при составлении расписаний.
Для медицинского вуза это позволило достичь:
- Повысить уровень удовлетворенности студентов и преподавателей за счет более удобного и гибкого расписания.
- Сократить временные затраты на административные процессы, что позволит сосредоточиться на образовательных задачах.
- Увеличить общую эффективность учебного процесса путем оптимизации распределения ресурсов.
Где можно применять данный подход
Проект может быть интересен не только медицинским вузам, но и другим образовательным учреждениям, таким как:
Таким образом, внедрение в медицинском вузе «1С:Автоматизированное составление расписания» представляет собой успешный пример использования информационных технологий для повышения эффективности образовательного процесса.