Составление учебного расписания в образовательном учреждении – трудоемкий процесс, вызывающий многочисленные сложности перед каждым учебным периодом. Во многих учебных заведениях этот процесс до сих пор происходит вручную на огромном листе бумаге с использованием карандаша и ластика. При этом приходится учитывать множество ограничений, связанных с доступностью преподавателей и помещений, типами и вместимостью помещений, и избегать коллизий, когда одна и та же группа, преподаватель или помещений участвуют одновременно в нескольких занятиях.
Составить приемлемое расписание, в котором учтены все эти ограничения – уже сложнейшая задача. А если при этом нужно: минимизировать количество окон, избежать перемещений между корпусами, то задача становится почти непосильной.
Очевидно, что автоматизация процесса составления расписаний существенно сократило бы трудозатраты и повысило качество расписаний. К сожалению, специализированные программные продукты, представленные в нашей стране, обладают ограниченным функционалом и не решают большинство задач. Использование же зарубежных продуктов не имеет смысла из-за существенных различий, возникающих между российскими и иностранными особенностями образования.
Совместно Лабораторией №68 Института проблем управления РАН, фирмой Актив-ПМ и фирмой 1С разработан и готовится к выпуску программный продукт «1С:Автоматизированное составление учебных расписаний и управление аудиторным фондом». Программный продукт был успешно апробирован в рамках пилотных проектов, в том числе в МФТИ.
В этом программном продукте составлять расписание можно в автоматическом, ручном и смешанном режимах с учетом многих ограничений и условий. При этом можно построить как допустимое расписание, так и оптимизированное, в котором сокращено количество окон или количество используемых помещений.
Процесс составления расписаний в системе делится на следующие этапы:
- ввод первичной информации: курсы, группы, дисциплины, преподаватели, помещения;
- ввод учебного плана на семестр, в котором указывается, кто, для кого, какое занятие и в каком объеме должен провести;
- ввод ограничений и предпочтений на преподавателей, студентов, помещения;
- составление учебного расписания.
Далее представлен список основных функциональных возможностей системы:
- составление расписаний в ручном/автоматическом или смешанном режиме;
- удобная форма «шахматка» для быстрой ручной модификации расписания перетаскиванием;
- составление расписаний в разрезе семестров/кафедр/сценариев («пессимистичный», оптимистичный). Составление нескольких расписаний и выбор лучшего;
- учет пожеланий и возможностей преподавателей, групп студентов, помещений;
- сравнение на допустимость при составлении расписания в любом режиме: тип помещения / тип занятия, вместимость помещения / количество студентов в группе;
- выбор произвольной периодичности расписания (неделя, две недели, фиксированный период и т.д.);
- составление расписания сессии;
- учет параллельных занятий, разбиения на подгруппы и потоковых лекций при составлении расписания;
- учет максимального допустимого количества занятий в день для группы студентов или преподавателя при составлении расписания;
- учет смены, в которую занимается группа студентов, при составлении расписаний;
- оптимизация учебных расписаний по одному из критериев: минимизировать количество используемых помещений, минимизировать количество окон и т.д.;
- оперативное резервирование помещений;
- просмотр расписаний и ввод предпочтений по web-интерфейсу;
- уведомление об изменении расписаний по e-mail для студентов и преподавателей;
- обмен данными с тиражными продуктами «1С:Университет», «1С:Университет ПРОФ»;
- загрузка справочников и учебных планов из Excel;
- оперативное изменение расписаний и составление «текущих» расписаний;
- компоновка расписаний по кафедрам в расписания по факультетам/институтам/университету;
- разграничение доступа подокументно.
На следующем рисунке представлена основная форма для составления расписания («шахматка», строки – дни недели, пары, колонки — помещения).
На шахматке отображаются уже поставленные в расписание занятия, а специальным цветом подсвечиваются ячейки, куда может/не может быть установлено занятие из нижнего списка «неупорядоченных» занятий. Оператор может вручную перетаскивать занятия из нижнего списка в шахматку или двигать занятия по шахматке. Таким образом, рассчитав шахматку автоматически, потом имеется возможность ее изменить вручную, или, наоборот, проставив что-то вручную, остаток можно рассчитать автоматически.
В 2014м году планируется развитие следующего функционала программы:
- Составление расписания для «помещений-трансформеров». Такие помещения могут разделяться перегородкой на части, которые рассматриваются как отдельные помещения.
- Составление расписания без привязки к помещению или преподавателю. Подобная ситуация характерна при составлении расписания занятий физкультурой. На таких занятиях студенты делятся на группы согласно виду спорта.
- Составление расписаний, учитывающих выбор дополнительных дисциплин каждым студентом.